Психическое развитие детей 2-3 лет

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/none/path/s7017043ab1d2cf28/image/i7bbaf7997d4a0d4f/version/1445491049/image.jpg Важнейшим психическим новообразованием раннего возраста являются возникновение речи и наглядно – действенного мышления. Свидетельством перехода от младенчества к периоду раннего детства является развитие нового отношения к предмету, который начинает восприниматься как вещь, имеющая определенное значение и способ употребления. Усвоение предметных действий происходит в 3 этапа.

1 этап. В результате прямого обучения или подражания действиям взрослого происходит установление связи предмета с его назначением.

2 этап. Усвоение функциональной нагрузки предмета, использование его строго по назначению.

3 этап. На основе знания назначения предмета происходит более свободное его использование, употребление для других целей.

     Для того чтобы предметная деятельность носила развивающий характер, необходимо, чтобы ребенок освоил разнообразные действия с одним и тем же предметом. Поэтому предметно – развивающая среда, окружающая ребенка, не должна перегружаться большим количеством игрушек.

  Успешное овладение предметной деятельностью является основой для развития игровой и продуктивной (рисование, лепка, конструирование) деятельности.

    В этот период жизни у ребенка происходит интенсивное формирование активной речи, которое идет в процессе совместной деятельности со взрослым. Другой стороной является понимание речи взрослого. Педагогам и родителям нужно стимулировать высказывания ребенка, побуждать говорить о своих желаниях. Есть одна известная психологическая сказка о мальчике, который заговорил в 5 лет. Родители просто с ног сбились, водя его по врачам и экстрасенсам, но все их усилия оставались тщетными. И вот однажды, когда вся семья села обедать, ребенок отчетливо произнес: «Мне нечем есть!» В доме переполох, мама в обмороке, папа не помнит себя от счастья. Когда эйфория прошла, у ребенка спросили, почему он молчал все это время. Малыш вполне резонно ответил: «А зачем мне было говорить? Вы и так все за меня говорили»…

  С развитием слушания и понимания сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации, происходит использование речи как средства познания действительности, как способа регуляции поведения и деятельности ребенка со стороны взрослого.

  Восприятие ребенка этого возраста носит непроизвольный характер, он может выделить в предмете лишь его ярко выделенные признаки, часто являющиеся второстепенными. Развитие восприятия происходит на основе внешнеориентированного действия (по форме, величине, цвету) при непосредственном соотношении и сравнении предметов. Задача взрослого – правильно назвать признаки и действия предмета. Детям этого возраста наиболее полезны самообучающие (автодидактические) игрушки: матрешки, вкладыши, пирамидки и т.д. Ребенка необходимо знакомить с цветовым спектром, эталонами формы (основные геометричесике фигуры). Малыш в возрасте 2-3 лет способен различать:

- 5 форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);

- 8 цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, фиолетовый, оранжевый).

Основной способ познания ребенком окружающего мир – метод проб и ошибок, поэтому дети очень любят разбирать игрушки.

Важнейшей способностью, формирующейся к 3м годам, становится способность к постановке какой – либо цели в играх и поведении.

В связи с тем, что внимание, восприятие и память ребенка непроизвольны, он не может сразу прекратить что-то делать или выполнять сразу несколько действий. Узнать и запомнить он может только то, что ему понравилось или запомнилось «само по себе».

В этом возрасте дети очень восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих. Они очень подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один начнет радостно скакать по группе, то, как минимум, еще три «лошадки» будет рядом с ним. Активное проявление и негативных и позитивных эмоций зависит от физического комфорта или его отсутствия (шарф может «кусаться», а колготки «мокриться»).

Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка – это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т.н. четкое соблюдение режима.

Основными чертами ребенка 2 – 3 лет являются открытость, честность и искренность. Он просто не умеет скрывать свои симпатии или антипатии к кому или чему бы то ни было. Чувства ребенка неустойчивы и противоречивы, а настроение подвержено частой смене.

 

Игры для детей от 2-х лет

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/none/path/s7017043ab1d2cf28/image/i0caa2d4740b69df3/version/1445485956/image.jpg     Игра с кубиками.

 

Предложите ребенку кубики размером 8 кубических см. Попросите его построить башню, поставив один кубик на другой. Ребенок должен это сделать без показа. Далее покажите ему, как можно построить из кубиков поезд с трубой. Ребенок строит поезд после показа (добавляет трубу и т.д.)

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=160x1024:format=jpg/path/s7017043ab1d2cf28/image/i3f82a4eca9959955/version/1445489876/image.jpg      Игра с геометрическими фигурами.

Используется доска с вырезанными на ней геометрическими фигурами (круг, треугольник, квадрат).

Вынув все три геометрические фигуры из соответствующих им ячеек, предложите ребенку найти место на доске для каждой фигуры. Если у ребенка что-либо не получается, помогите ему.

Далее, вложив все фигуры, вновь выньте их из отверстий и предложите ребенку самостоятельно выполнить задание.

Эта игра оценивает развитие у ребенка представлений о форме, зрительном восприятии, способности устанавливать сходство и различие.

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=161x1024:format=jpg/path/s7017043ab1d2cf28/image/id394b919888bacd9/version/1445489819/image.jpg   Игра с пирамидкой или матрешкой.

Задание демонстрирует способность ребенка осуществлять систему целесообразных действий, обнаружить ошибки и исправить их.

На глазах у ребенка снимите кольца с пирамиды и попросите его помочь собрать ее снова.

Ребенок двух-двух с половиной лет хорошо справляется с этим заданием, работая, как правило, методом проб и ошибок. Он еще может перепутать верхние и нижние кольца.

Ребенок также может справиться с вложением маленькой матрешки в большую (закрыть матрешки самостоятельно еще не сумеет).

  Игры с предметами быта.

Ребенок от двух до двух с половиной лет подражает большому количеству действий взрослых с предметами быта, в игре действует взаимосвязано и последовательно (будит куклу, одевает, кормит, ведет на прогулку и т. д.). Самостоятельно одевается, но еще не умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы.

Выполнение этих действий демонстрирует умение ребенка осуществлять обобщение для достижения цели, координированные действия.

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=171x1024:format=jpg/path/s7017043ab1d2cf28/image/idf3ea9300c9b3d71/version/1445487768/image.jpg   Тест на называние изображений (оценка словарного запаса).

Покажите ребенку картинки, изображающие: кошку, собаку, хлеб, петуха, платье, яблоко, стол, корабль, поезд, автобус, грузовик, самолет, стул, окно, дверь, шкаф, рубашку, шляпу, носки, ботинки, грушу, арбуз, мальчика, девочку, бабушку, дедушку, младенца, гуся, утку, корову, лошадь, плиту, чайник, кастрюлю, сковородку, кровать, нож, вилку, карандаш, тетрадь, газету, книгу.

Спросите, показывая каждую картинку отдельно: "Что это?" или "Что тут нарисовано?"

Ребенок называет многие картинки из группы: животные, люди, посуда, одежда, мебель.

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=181x1024:format=jpg/path/s7017043ab1d2cf28/image/if1936045b15e3ca5/version/1445491092/image.jpg    Игры на определение словарного запаса.

Поставьте на стол несколько знакомых ребенку предметов: бутылочку, куклу, мяч, машинку, чашку, ложку.
Ребенок называет правильно все предметы.

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=188x1024:format=jpg/path/s7017043ab1d2cf28/image/i9983ef6eddda1a7e/version/1445491072/image.jpg     Игры на понимание инструкций.

Предложите ребенку выполнить несколько простых инструкций: "дай маме мячик", "положи его на стол", "дай его мне", "подними упавший кубик", "принеси мне куклу" и

т. д. Ребенок выполняет более 10 инструкций, демонстрируя понимание обращенной к нему речи.

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=213x1024:format=png/path/s7017043ab1d2cf28/image/i3e80433fdeadd8df/version/1445491119/image.png         Игры на оценку памяти.

Попросите ребенка выполнить несколько действий подряд: встать со стула, подойти к столику, взять со столика карандаш, принести карандаш и положить его на стул.

Ребенок от двух до двух с половиной лет может запомнить и правильно выполнить 4-5 действий.

Он также должен правильно назвать свои имя, фамилию.

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=135x1024:format=jpg/path/s7017043ab1d2cf28/image/ifdfa11eb02f34dcf/version/1445491100/image.jpg      Игры на развитие двигательной сферы (крупной моторики).

В период с двух до двух с половиной лет ребенок может приставным шагом перешагивать через препятствия, расположенные на полу на расстоянии 20 см друг от друга.

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=194x1024:format=jpg/path/s7017043ab1d2cf28/image/ic82d2b6b902b7398/version/1445489774/image.jpg      Игры на оценку тонкой моторики.

Дайте ребенку карандаш и бумагу и предложите ему повторить после показа рисунок вертикальной, горизонтальной линий, круга, креста, квадрата, треугольника. Если ребенок проявляет определенные способности, попросите его скопировать изображение с образца (в этом случае он не должен видеть, как они были нарисованы).

Ребенок правильно копирует рисунок вертикальных, горизонтальных, круглых линий и креста.