Главная » Файлы » Консультации » игры

Игры на развития познавательных процессов
12.01.2017, 16:46

Три предмета

(для детей с 5 лет)

Цель: закрепление умения классифицировать.

Взрослый называет одно слово (например, мебель) и бросает мяч ребенку. Тот должен назвать три слова, подходящие к «мебели» (стол, диван, кровать) и кинуть мяч обратно. Следующему ребенку называется другая категория, например, овощи.

В игре используются все известные детям обобщающие категории (звери, насекомые, деревья, птицы, одежда, бытовые приборы и т.д.)

Кто лучше слышит

(для детей с 5 лет)

Цель: развитие слухового внимания, мышления; умения работать сообща

Группа детей отворачивается и закрывают глаза. Водящий издает различные звуки: шуршит бумагой или целлофаном, стучит карандашом, барабанит пальцами, звонит в колокольчик и т.п.

Затем дети открывают глаза и перечисляют звуки, которые они услышали

Запомни хлопки

Цель: развитие моторно – слуховой памяти, свойств внимания, создание положительного настроя

Дети ходят по комнате. По сигналу взрослого все выполняют следующие действия:

  • На один хлопок – присесть и закрыть глаза руками
  • На два – объединиться в пары
  • На три – встать на одну ногу
  • На четыре – образовать круг и взяться за руки

Овощи, мебель, цветы

(для детей с 5 лет)

Цель: развитие образно –логического мышления, внимания, создание положительного настроя

Дети сидят в кругу. Взрослый наклеивает на одежду детей по одному стикеру с изображением различных овощей. Каждый овощ должен повторяться не менее двух раз.

Взрослый говорит: «Меняются местами» и называет один или два овоща, например «морковки» и «картошки». Дети с назваными стикерами должны пересесть на другой стул. Если водящий называет «овощи», местами меняются все дети.

Вместо овощей можно использовать различные обобщающие категории: мебель, цветы, фрукты, транспорт и т.д.

Путаница

(для детей с 5 лет)

Цель: Развитие воображения, речи, эмоциональная разрядка

Ведущий, бросая мяч ребёнку, называет любое существительное. Ребёнок, бросая мяч обратно, отвечает глаголом, но неподходящим.

Например:

ВОРОНА …МЫЧИТ

ВРАЧ…ЧИРИКАЕТ

Варианты одушевлённых существительных:

КОРОВА, СОБАКА, КОШКА, ДЕВОЧКА, МЕДВЕДЬ, КОЗА, ШОФЁР, ПАРИКМАХЕР, БАБОЧКА, УЧИТЕЛЬ, ЛЁТЧИК, РЫБА, ПТИЦА, МИЛИЦИОНЕР, МАЛЬЧИК, МУХА, БАЛЕРИНА, ЗМЕЯ, ЧЕРЕПАХА, КУРИЦА, БАБУШКА, КЛОУН, БУРАТИНО, ДЕРЕВО, ЦВЕТОК.

Кто кем был?

(для детей с 5 лет)

Цель: развитие словесно – логического мышления, умения сравнивать и анализировать

Ведущий по очереди бросает мяч детям и задаёт вопрос: «Кем (чем) был раньше?»

  • (ЯЙЦОМ) ЛОШАДЬ (ЖЕРЕБЁНКОМ)
  • (ТЕЛЁНКОМ) РЫБА (ИКРИНКОЙ)
  • (СЕМЕЧКОМ) БАБОЧКА (ГУСЕНИЦЕЙ)
  • (МУКОЙ) ШКАФ (ДОСКОЙ)
  • (ЖЕЛЕЗОМ) РУБАШКА (ТКАНЬЮ)
  • (КИРПИЧОМ) ЖЕНЩИНА (ДЕВОЧКОЙ)
  • (ЩЕНКОМ) СВИТЕР (ШЕРТЬЮ)
  • (ПТЕНЦОМ) КОЗЁЛ (КОЗЛЁНКОМ)
  • (ЯГНЕНКОМ) МАСТЕР (УЧЕНИКОМ)

Вариант: «Кто кем будет?»

Закончи предложение

(для детей с 5 лет)

Цель: развитие словесно – логического мышления

Психолог бросает мяч одному из детей и говорить начало предложения. Ребенок, пой­мавший мяч, должен закончить это предложение.

  • сладкая, а лимон... Корова мычит, а свинья...
  • светло, а ночью... Солнце желтое, а небо...
  • жарко, а зимой... Самолет летит, а машина...
  • мы обедаем, а вечером... Петух кукарекает, а ворона...

Кузнечик прыгает, а птица... Ты смотришь глазами, а слышишь...

  • ползет, а рыба... Лиса живет в норе, а птица в...
  • нюхаешь носом, а ешь... Помидор красный, а огурец...
  • читает, а писатель... Повар готовит, а врач...

У человека две ноги, а у собаки… Ты смотришь глазами, а дышишь…

Собака лает, а кошка… Певец поет, а строитель…

Трава зеленая, а небо… Машина едет, а лодка…

Птица летает, а змея… Птицы живут в гнездах, а люди…

Зимой идет снег, а летом… Из шерсти вяжут, а из ткани…

Балерина танцует, а пианист… Дрова пилят, а гвозди…

Материалы различной фактуры

Цель: развитие сенсомоторики, тактильной чувствительности,

Перед детьми на стол выкладывают квадратики с различной фактурой (наждачка, бархат, гладкое, ребристое, колючее и т.п.). Каждый материал дублирован.

Сначала дети разглядывают и ощупывают различные материалы обеими руками. Затем сообщают, одинаково ли они их ощущают разными руками. Затем с закрытыми глазами находят 2 одинаковых материала.

Что сегодня на обед?

(для детей с 5 лет)

Цель: развитие сенсомоторного внимания, умения ориентироваться по клеткам

Перед ребенком лежит поле, в каждой клетке которого нарисована различная пища для животных (9 – 15 клеток, в центре пустая клетка - старт).

«Сейчас мы узнаем, чем сегодня пообедал зайчик (слон, медведь, пчела и т.п.). Я буду называть клеточки, по которым он прошел, а ты через 3 шага назовешь его обед.

Одна клетка вниз, одна вправо, одна вниз.

Одна клетка вверх, одна влево, одна вниз и т.д.

Вариант. Ребенок запоминает меню по прошедшим клеточка (обед из 3 блюд).

Животные меняются каждый кон. Можно использовать киндер – игрушки.

Кляксы

(для детей с 5 лет)

Цель: Развитие воображения, мышления, речи

Для игры изготовляется несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши и лист складывается пополам. Затем лист разворачивается, и можно начинать игру. Играющие по очереди говорят, на что похожа клякса. Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.

Кляксы можно дорисовать, чтобы изображение стало узнаваемым

Говори наоборот

(для детей с 5 лет)

Цель: развитие внимания, мышления

Ребенок ловит мяч и говорит противоположное слово.

ВЕСЁЛЫЙ – ГРУСТНЫЙ БЫСТРЫЙ – МЕДЛЕННЫЙ

КРАСИВЫИ – БЕЗОБРАЗНОСТЬ ПУСТОЙ – ПОЛНЫЙ

ХУДОЙ – ТОЛСТЫЙ УМНЫЙ – ГЛУПЫЙ

ТРУДОЛЮБИВЫЙ – ЛЕНИВЫЙ ТЯЖЁЛЫЙ – ЛЁГКИЙ

ТРУСЛИВЫЙ – ХРАБРЫЙ БЕЛЫЙ – ЧЁРНЫЙ

ТВЁРДЫЙ – МЯГКИЙ ЗЛОЙ – ДОБРЫЙ

ДЕНЬ – НОЧЬ ЗИМА – ЛЕТО

ГОРЬКИЙ – СЛАДКИЙ ВЫСОКО – НИЗКО

ПОЛ – ПОТОЛОК ДАЛЕКО – БЛИЗКО

ГОРЯЧО – ХОЛОДНО ТИХО – ГРОМКО

Есть или нет?

(для детей с 5 лет)

Цель: развитие внимания, мышления

Дети встают в круг и берутся за руки, ведущий в центре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «Да», если не согласны, опускают руки и кричат «Нет!»

Есть ли в поле светлячки?

Есть ли в море рыбки?

Есть ли крылья у теленка?

Есть ли клюв у поросенка?

Есть ли гребень у горы?

Есть ли двери у норы?

Есть ли хвост у петуха?

Есть ли ключ у скрипки?

Есть ли рифма у стиха?

Есть ли в нем ошибки?

Бывает – не бывает

(для детей с 5 лет)

Цель: развитие словесно – логического мышления, умения сравнивать и анализировать

Ребёнок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если – нет, то мяч ловить не нужно.

  • УШЁЛ НА РАБОТУ. ПОЕЗД ЛЕТИТ ПО НЕБУ.
  • ХОЧЕТ ЕСТЬ. ЧЕЛОВЕК ВЬЁТ ГНЕЗДО.
  • ПОШЁЛ В ШКОЛУ. ЯБЛОКО СОЛЁНОЕ.
  • ЗАЛЕЗ НА ДЕРЕВО. ШАПОЧКА РЕЗИНОВАЯ.
  • ПОШЁЛ ГУЛЯТЬ. НА БЕРЁЗЕ ВЫРОСЛИ ШИШКИ.
  • БРОДИТ ПО ЛЕСУ. В КАСТРЮЛЕ ВАРИТСЯ ЧАШКА.
  • ГУЛЯЕТ ПО КРЫШЕ. ЛОДКА ПЛЫВЁТ ПО НЕБУ.
  • РИСУЕТ ДОМИК. ДОМИК РИСУЕТ ДЕВОЧКУ.
  • СВЕТИТ СОЛНЦЕ. ЗИМОЙ ИДЁТ СНЕГ.
  • ПОЁТ ПЕСНИ. КОРОВА ЖУЁТ ТРАВУ.
  • ВИЛЯЕТ ХВОСТОМ. ХВОСТ БЕЖИТ ЗА СОБАКОЙ.
  • БЕЖИТ ЗА МЫШКОЙ. ВЕТЕР КАЧАЕТ ДЕРЕВЬЯ.
  • ВОДЯТ ХОРОВОД. МАМА ГЛАДИТ БЕЛЬЕ
  • МОЕТ ПОСУДУ. ШАРИК ЛЕТИТ ПО НЕБУ.
  • ВЬЕТ ГНЕЗДО. МАЛЬЧИК КУСАЕТСЯ.
  • ТАНЦУЕТ. ЛОДКА ПЛЫВЕТ ПО МОРЮ.
  • БЕЖИТ ПО ДОРОГЕ. ТАПОЧКИ СТЕКЛЯННЫЕ.
  • СТОИТ БЕЗ ОКОН. НА ЕЛКЕ ВЫРОСЛИ ЦВЕТЫ.
  • ХОДИТ ПО ЛЕСУ. В КАСТРЮЛЕ ВАРИТСЯ КИСЕЛЬ.
  • ЛАЕТ НА СОБАКУ. ЧАЙКА ЛЕТИТ ПО НЕБУ.
  • ИГРАЕТ С КУКЛОЙ. КУКЛА ИГРАЕТ С ДЕВОЧКОЙ.

Птица - не птица
(для детей с 5 лет)

Цель: развитие свойств внимания, образно – логического мышления

Взрослый читает стишки. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал - топать или хлопать.

 

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи...

 

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
лебеди, куницы,
Галки и стрижи,
Чайки и моржи

 

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,

Цапли, соловьи,
Окуни и воробьи.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.

 

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,

Чайки, пеликаны, Майки и орланы.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы

Утки, гуси, совы,
Ласточки, коровы.

Три пункта

(для детей с 5 лет)

Цель: развитие объема внимания, памяти.

Ребенку предлагается занять удобную для него позу и замереть в ней, то есть не двигаться. При этом выслушать и запомнить три пункта задания. Затем взрослый говорит: "Раз, два, три - беги!" - и ребенок быстро выполняет все пункты задания, причем именно в той последовательности, в какой они звучали. Задания могут быть самые разные, например:

  1. Самое простое задание:

- Пункт первый. Хлопни в ладоши три раза;

- Пункт второй. Назови какую-нибудь мебель;

- Пункт третий. Встань рядом с предметом, сделанным из дерева.

2. Усложненное задание:

- Пункт первый. Подпрыгни столько раз, сколько тебе лет;

- Пункт второй. Напиши в тетради название водоплавающей птицы;

- Пункт третий. Встань рядом с предметом, который начинается на букву "С".

Количество пунктов можно увеличить до 4-5. В эту игру хорошо играть с двумя - пятью детьми.

Слово в секрете

(для детей с 5 лет)

  • развитие внимания, произвольности и саморегуляции.

Взрослый называет разные слова, а дети должны их четко повторять. Но есть одно условие: названия цветов - это секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, дети должны молча хлопнуть один раз в ладоши.

Варианты: нельзя повторять названия животных; нельзя повторять имена девочек и т.д.

Усложнение - игра с одновременным использованием двух правил. Например:

  1. нельзя повторять названия птиц, надо отмечать их одним хлопком;
  2. нельзя повторять названия предметов, имеющих круглую форму (или зеленый цвет), надо отмечать их двумя хлопками.

Угадай по описанию

(для детей с 5 лет)

Цель: развитие мышления: анализ и выделение существенных признаков.

Для упражнения необходим набор карточек с изображением разных предметов (до 30 шт), которые раскладываются перед детьми.

"Я сейчас загадаю один из предметов, изображенных на карточках. Попробуйте угадать, что я загадала. Для этого задавай мне вопросы, на которые можно ответить только "да" или "нет". Вопросы можно задавать только о свойствах этих предметов. Например: "это круглое?"; "это красное?"; "это длинное?"; "это легкое?"; "из этого едят?"; "это деревянное?"; "у этого есть ручка?".

Если игра оказывается слишком трудной, предложите детям откладывать в сторону те предметы, которые не подходят. Например, если на вопрос "это круглое?" был ответ "нет", можно убрать со стола все круглые предметы. Можно также сократить количество карточек.

Вариант. Ребенок рассказывает о одном из этих предметов, не произнося его названия, а другие дети - отгадывают.

Профессии

(для детей с 5 лет)

Цель: развитие словесно – логического мышления, умения сравнивать и анализировать

Ведущий по очереди бросает мяч детям и задаёт вопрос:

КТО ВОДИТ АВТОБУС? КТО ГОТОВИТ ЕДУ?

КТО ШЬЕТ ОДЕЖДУ? КТО РАБОТАЕТ В МАГАЗИНЕ?

КТО ЛЕЧИТ ЛЮДЕЙ? КТО СТРОИТ ДОМА?

КТО РИСУЕТ КАРТИНЫ? КТО УЧИТ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ?

КТО ПОЕТ ПЕСНИ? КТО ИГРАЕТ В КИНО?

Противоречия

(для детей с 5 лет)

Цель: развитие лабильности мышления, расширение моделей поведения

Дети встают полукругом. Психолог, поочередно бросая детям мяч, спрашивает, что они любят и почему. После этого психолог таким же образом выясняет, что не любят дети и почему.

Затем психолог называет какое-либо плохое явление и бросает одному из участников мяч. Ребенку, получившему мяч, нужно найти положи­тельную сторону этого явления. Например:

- Плохо, когда идет дождь.

- Зато можно надеть сапоги, взять зонтик и ходить по лужам.

Или:

- Зато все растения получат влагу и отмоются от пыли. И т.п.

При возникновении затруднений психолог сам называет положительную сторону какого-либо явления.

Упражнение можно построить как диалог: один из участников гово­рит, что есть плохого, а другой - что хорошего в том или ином явлении.

Категория: игры | Добавил: olgarz
Просмотров: 11 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar