Первый этап – подготовка доклада.
- Формулировка темы, стержневой проблемы и целевой установки с учетом интересов и запросов слушателей, для которых готовится доклад.
- Формулировка основных вопросов доклада.
- Составление развернутого плана выступления.
- Поиск, просмотр и чтение специальной литературы. Подбор и систематизация наглядных материалов. Подбор педагогических ситуаций из своего опыта и опыта коллег. Определение порядка использования подобранных материалов в процессе изложения доклада.
- Подготовка тезисов: разделение общих вопросов на частные, их формулировки и выводы. Распределение материалов по вопросам.
- Последовательное письменное изложение полного текста выступления.
Второй этап – работа с подготовленным материалом.
- Выделение в тексте основных смысловых частей, на которых при выступлении нужно сделать акцент; идей и выводов, которые необходимо сообщить аудитории (даже опустив остальное).
- Распределение времени на изложение каждого вопроса и определение темпа выступления (пробное чтение).
- «Свертывание» полного текста доклада в краткую форму (тезисы, план, цитаты на карточках). Неоднократное возвращение к полному изложению доклада (при анализе предполагаемой реакции слушателей).
|