MENU
Главная » Файлы » Игротека » Психологические этюды

Психологические этюды
15.09.2017, 10:21

Психогимнастика.

   Методические рекомендации .

Среди вспомогательных средств общения самым действенным и организующим является музыка. С давних пор музыка используется и как лечебный фактор. В.М.Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. А для этого необходимо выявить ритмические рефлексы и приспособить организм ребенка отвечать на определенные раздражители (слуховые и зрительные).

Ритмические задания помогают вовлекать и пробуждать интерес к деятельности вообще.

Слушание музыки на психогимнастике может предварять этюд, помогающий ребенку войти в нужное эмоциональное состояние. Так, лирическая музыка дает общее настроение успокоения, тихой радости и грусти, ровное внешнее поведение, а драматическая – настроение возбуждения, подвижное и неспокойное поведение. (Б.Г.Ананьев)

Музыка может быть фоном, на котором развивается действие того или иного этюда.

В рекомендациях представлены этюды и игры, направленные как на развитие у детей различных психических функций ( внимание, память, автоматизированная и выразительная моторика ), так и на обучение элементам саморасслабления и умения выражать различные эмоциональные состояния.

Каждое занятие по психогимнастике состоит из ряда этюдов и игр. Они коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию. На психогимнастике используется концентрический метод- от простого к сложному.

В дошкольном возрасте внимание детей еще неустойчиво, дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, поэтому они нуждаются в частой смене заданий.

В качестве своеобразного отдыха можно использовать подвижные игры, перемежая ими основные задания.

Занятие длится от 25 минут до 1 ч 30 минут. Его продолжительность зависит от возраста, качества внимания и поведения детей. Курс психогимнастики состоит из 20 занятий. Длительность его при двух занятиях в неделю около трех месяцев. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из четырех звеньев или фаз.

 

 

 

 

                                       Схема занятия по психогимнастике

 

1 фаза Мимические и пантомимические этюды.

Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения

основных эмоций ( радость, удивление, интерес, гнев и т.д. ) и некоторых социально окрашенных чувств ( гордость, застенчивость, уверенность и др. ). Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, той или иной походкой.

 

2 фаза Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций.

Цель:  выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой ( жадность, доброта, честность и т.п. ), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных ранее сведений, относящихся к социальной компетентности  детей. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно.

 

3 фаза Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или на группу в целом. Используются мимические или пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ.

Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделированных стандартных ситуаций.

4 фаза Психомышечная тренировка.

 

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения и черт характера.

 

Между 2 и 3 фазами делается перерыв в несколько минут, во время которого дети предоставляются сами себе- “ минутка шалости “. Дети в пределах зала, где занимаются, могут делать все, что хотят. Ведущий психогимнастику не вмешивается. Желательно договориться с детьми о сигнале, сообщающем о возобновлении занятия. Сигнал может быть любым, но постоянным.

Между 3 и 4 фазами можно вставить какой-нибудь этюд на развитие внимания, памяти, сопротивления автоматизму или подвижную игру.

Дошкольников должно быть не более шести. На психогимнастике каждый этюд повторяется несколько раз, чтобы в нем смогли принять участие все дети, поэтому большее количество детей в группе нежелательно: из-за увеличения числа повторений занятие сделается скучным и некоторые дети могут оказаться на нем в положении зрителей.

 

Надо следить за тем, чтобы в группе не было более одного гиперактивного, аутичного или склонного к истерическим реакциям ребенка. Не имеет смысла составлять группу по какому-то одному признаку: только боязливые, только амимичные, только с неустойчивым вниманием и т.п. Однако детей с нормальным интелектом и детей, страдающих пограничной умственной отсталостью надо развести по разным группам ( т.к. вторые должны заниматься вдвое больше). Хорошо пригласить в группу одного-двух артистичных детей; за ними потянутся остальные.

Категория: Психологические этюды | Добавил: olgarz
Просмотров: 997 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

uCoz