MENU
Главная » Файлы » Консультативный центр » Консультации

Консультация для педагогов
12.11.2017, 11:53

Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. Речь педагога является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи. Для воспитателя детского сада, равно как и для других специалистов, владение образцовой речью – это показатель его профессиональной подготовленности. Поэтому постоянная забота о совершенствовании своей речи – долг педагога, как начинающего, так и имеющего педагогический опыт. Он обязан развить в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаст детям.   

    Культурой речи называют ее правильность, т. е. соответствие нормам орфоэпии, грамматики, лексики, стилистики, установленным традицией для литературного языка. Обладать культурой речи – значит не только понимать значение всех элементов языка (слов, корней, приставок, суффиксов, окончаний, различных типов предложений, интонации), но и помнить, как принято ими пользоваться в литературной речи.

   Высшей культурой речи называют чувство стиля. Поэтому педагог должен иметь общее представление о стилях литературного языка, т.е.  о том, что люди дифференцируют свою речь в зависимости от того, где, с кем и о чем они говорят. Человек общается с близкими, знакомыми людьми в быту, в частной жизни, и тогда его речь – разговорного стиля; в общественной жизни он говорит иначе, пользуясь уже речью книжного стиля, его разновидностями – научной, публицистической, поэтической, деловой речью.  

Дети каждой возрастной группы общаются со своим воспитателем в хозяйственно-бытовой и трудовой деятельности, он организует их игры, говорит с ними на всех занятиях, предусмотренных программой, знакомит детей с речью авторов художественных произведений во время чтения. Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи. Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. Поэтому речь педагога должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произношением всех звуков, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, с правильным и точным использованием словесных обозначений.

    Рассказ, прочитанный воспитателем с использованием средств выразительности, вызовет у детей интерес, заставит их сопереживать, почувствовать силу слова, надолго запомнить содержание; тот же рассказ, прочитанный сухо, в быстром темпе, без эмоций, может вызвать только скуку и безразличие к художественному произведению.

    Следовательно, развивающий потенциал речевой среды в детском образовательном учреждении целиком зависит от качества речи воспитателя, а культура речи детей зависит от культуры речи воспитателя.  

    Для воспитателя детского сада, равно как и для других специалистов, владение образцовой речью – это показатель его профессиональной подготовленности. Поэтому постоянная забота о совершенствовании своей речи – долг педагога, как начинающего, так и имеющего педагогический опыт. Он обязан развить в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаст детям.

    Культурой речи называют ее правильность, т. е. соответствие нормам орфоэпии, грамматики, лексики, стилистики, установленным традицией для литературного языка.

    Обладать культурой речи – значит не только понимать значение всех элементов языка (слов, корней, приставок, суффиксов, окончаний, различных типов предложений, интонации), но и помнить, как принято ими пользоваться в литературной речи.

    Культура речи каждого отдельного человека зависит от того, насколько развито у него чувство языка или языковое чутье.

    Высшей культурой речи называют чувство стиля. Поэтому педагог должен иметь общее представление о стилях литературного языка, т.е.  о том, что люди дифференцируют свою речь в зависимости от того, где, с кем и о чем они говорят. Человек общается с близкими, знакомыми людьми в быту, в частной жизни, и тогда его речь – разговорного стиля; в общественной жизни он говорит иначе, пользуясь уже речью книжного стиля, его разновидностями – научной, публицистической, поэтической, деловой речью.

    Для дошкольников представление о стиле речи соотносится прежде всего с представлением о речевом этикете, требующем и определенного поведения

говорящих (такие качества личности, как вежливость, уважительность, скромность, предупредительность, доброжелательность, чувство собственного достоинства проявляются в определенном речевом поведении); кроме того, совершенствование стилистического чутья ребенка является

основным средством его эстетического воспитания. Следовательно, обучение

стилю речи включает в себя определенные воспитательные задачи.

    Педагог обязан не только интуитивно владеть чувством стиля, но и уметь

осознанно анализировать языковые средства, с помощью которых создается определенный стиль, т. е. он должен иметь соответствующие знания в области лингвистики. Это поможет ему и при отборе необходимого дидактического материала, на котором он будет воспитывать чувство стиля у детей.

    Разнообразная стилистическая дифференциация речи обеспечивается синонимией языка: лексической (жилище – дом – квартира – жилплощадь, пристанище – приют – угол – гнездо – крыша над головой – обитель – кров – жилье – берлога – логово – нора – гнездышко); грамматической (идти полем, по полю – через поле; идущий – который идет; красивее – более красивый);

фонологической, одну и ту же фразу (например, «Садитесь!») можно произнести с разной интонацией, выразив при этом свое отношение к собеседнику: проявить к нему уважение или, напротив, обидеть его уничижением. (Вспомним старую пословицу, отражающую это свойство интонации: «То же слово, да не так бы молвить!»)

    Педагог, работая над совершенствованием собственной культуры речи, прежде всего должен позаботиться о синонимическом богатстве ее компонентов – лексики, грамматики, фонетики. Он должен уяснить, для чего

существует в языке столько лексических дублей, какие смысловые и эмоциональные оттенки их отличают, когда уместно ими пользоваться в собственной речи. Нужно развить в себе потребность постоянно обращаться к словарям. Педагог, старающийся повысить культуру речи, должен помнить и о выразительных средствах морфологии – аффиксах-синонимах, а также использовать в своей речи все богатство синонимов-флексий, синонимов-предлогов, синонимов-союзов, синонимов-конструкций простых и сложных предложений.

    Знание синонимии родного языка поможет педагогу не только улучшить собственную речь, но и даст ему легкий и очень эффективный прием обучения речи детей: если ребенок не понимает какого-то слова или какой-то грамматической формы, достаточно бывает (конечно, в средней и старшей группе) предложить соответствующий синоним, чтобы он все понял. Например, в стихотворении А. Прокофьева «На улице лужа» есть слова: «на воду спускают флот, оснащенный парусами», встречающаяся здесь грамматическая форма причастного оборота трудна для понимания ребенка. Вместо нее воспитатель предлагает знакомую уже форму спрягаемого глагола:оснащенный парусами – значит «флот, который ребята оснастили

(оборудовали) парусами.

    Воспитатель должен быть достаточно натренирован в правильной артикуляции звуков речи и их сочетаний, что сделает более четкой его дикцию, а также натренирован в модулировании своим голосом всех просодем: силы голоса, высоты тона, темпа речи, тембра голоса – для выражения различных человеческих чувств: радости, горя, страха, торжества, досады, одобрения, гнева и т. д. Это даст ему умение легко схватывать стиль произношения связной речи: будь то книжный стиль или разговорный стиль.

    Важность совершенствования произносительной культуры речи педагога обусловлена тем, что детям звуковая культура речи может быть привита только прямым путем, в процессе непосредственного с ним общения, поскольку дети обучаются произношению, только имитируя речь взрослых говорящих, в первую очередь речь воспитателя. Воспитатель должен быть приобщен и к высшей произносительной культуре родной речи, т. е. иметь навыки выразительного художественного чтения и рассказывания.

 

Требования к звуковой стороне речи

    Дети успешнее будут усваивать звуки родного языка у воспитателя с внятной, ясной и отчетливой речью, четко произносящего фразы, слова и каждый звук в отдельности, т. е. у педагога с хорошей дикцией. Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударения в словах.

    К нелитературному произношению относится побуквенное произношение, когда слова произносятся так, как они написаны: что (вместо што), его (вместо ево) и т. д. Отклонением от нормы является речь с национальным акцентом, с характерными особенностями местных говоров: яканьем (вясна вместо весна), оканьем, с неправильным ударением в словах (километр, каталог, квартал).

    Выразить тончайшие оттенки чувств, мыслей можно не только с помощью слов, но и благодаря правильному использованию интонационных средств выразительности: силы голоса, логического ударения. Пауз, ритма, тембра мелодии. Стихи, сказки, рассказы, прочитанные или рассказанные с использованием этих средств, помогают детям лучше понять содержание, почувствовать силу и красоту родного языка. Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста. Дети начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают слушать.

    Речь воспитателя должна быть эмоционально насыщенной, богатой интонациями, достаточно громкой и неторопливой.

    Голос – это профессиональный инструмент педагога и им необходимо правильно пользоваться, беречь его от перегрузок. Неверное использование голоса может проявляться, например, в чрезмерном повышении его громкости (при шуме в группе). Следует, несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив темп речи.

    Если голос тихий и слабый, его необходимо развивать до более громкого и укреплять специальными упражнениями. Может быть устранена и неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).

 

Требования к связной речи

и ее лексико-грамматическому оформлению

    Дети учатся у взрослых не только правильно произносить звуки и слова, но и четко пересказывать содержание сказок, рассказов, передавать собственные наблюдения об окружающем, последовательно излагать свои мысли, делать выводы. Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога.

    Последовательно излагая мысли, педагог не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами.

    Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз (пусть даже это будут сложноподчиненные предложения), т. к. при употреблении длинных, да к тому же сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями, осмыслить и понять содержание.

    Рассказывая детям о проведенной экскурсии, о природе и т. д., необходимо выделять и давать им только главное, основное, т. е. то, что относится к данной теме, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие,

наслоение лишних фраз делают речь педагога громоздкой, трудной для восприятия.

    Доступность, понятность речи воспитателя достигается прежде всего правильным и точным использованием слов. Необходимо широко использовать лексическое богатство родного языка, учитывая возрастные особенности детей.

    В разговоре с детьми следует употреблять слова литературного языка, не допуская грубых слов, избегая просторечий и диалектизмов, устаревших слов и жаргонизмов. Чем богаче и разнообразнее словарь педагога, тем ярче, насыщеннее его речь, тем больше слов могут усвоить дети.

    В качестве недостатков словаря педагогов можно назвать частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки; Катенька, убери чашечку со стола и т. п.), засоренность лишними словами или словами-паразитами (ну, вот, так сказать, значит и др.), в общении детьми – подлаживание под речь малышей. Нужно постоянно вводить новые слова, расширять употребление уже имеющихся слов, объяснять их значение.

    В целом рассказ педагога должен быть красочным, с точно подобранными словами, грамматически правильно оформлен, выразителен, между отдельными частями должна быть установлена логическая связь. При рассказывании необходимо умело пользоваться синонимами, метафорами, эпитетами, шире использовать устное народное творчество (пословицы, поговорки), фразеологические обороты.

    Кроме того, речь педагога должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем другим работникам детского сада.

    Таким образом, работая с детьми, педагог должен обратить внимание на следующее:

  1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.
  2. Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, т. е. хорошую дикцию.
  3. Использовать в своей речи литературное произношение, т. е. придерживаться орфоэпических норм.
  4. Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания.
  5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.
  6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции.
  7. Не допускать в разговоре повышенного тона, грубых выражений.
Категория: Консультации | Добавил: olgarz
Просмотров: 8 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

uCoz