MENU
Главная » Статьи » Консультативный центр » Консультации

Хотим, чтобы рос умным

 

"Хотим, чтобы рос умным"или развитие мышления с рождения до школы (дошкольный возраст)

Главным достижением развития мышления в раннем детстве являются представления. Теперь ребенок может думать о том, что выходит за пределы конкретной ситуации. За дошкольный период у ребенка возникают 3 формы мышления: наглядно-действенная, наглядно-образная и понятийная. Как происходит смена форм мышления?

Наглядно-действенная

Дошкольник познает новые связи и отношения сначала только процессе решения практической задачи, например, бросает предметы в воду, чтобы проверить будут ли они плавать. В практической деятельности ребенок от выделения простых связей и отношений переходит к более сложным, отражающим причины и следствия. Дети начинают проводить простейшие опыты, делают свои первые выводы и обобщают свои представления. Так опытах с водой ребенок понимает, что утонет не только эта крышка, машинка, мишка, и т. д., а любой тяжелый предмет. Осознаются и словесно обозначаются и способы выполнения действия. Возникает элементарная форма рассуждения в слух не оторванная от практического действия.

Наглядно-образная

Накопленный в процессе множества попыток опыт, позволяет дошкольнику заранее составить в голове план решения и сформулировать словесно ее решение. Происходит это благодаря изменениям со стороны речи и мыслительных операций: речь теперь предваряет действие, а анализ и синтез становятся способами умственной деятельности.

Ребенок рассуждает вслух, сопоставляя и обобщая, перебирая возможные варианты, аргументируя, обосновывая выводы. Он использует аналогии, пытаясь объяснить неизвестное с помощью известного. Объяснения и рассуждения ребенка своеобразны, в них преобладает субъективизм, опираются дети на случайные признаки, поэтому рассуждения поверхностны и противоречивы, но при этом оригинальны. Это связано со следующими причинами:

​​недостаток опыта, а, значит,нечеткость и ограниченность знаний;

 

  • несформированность способов умственной деятельности;

 

  • недостаточная критичность мышления.

 

Особенность детских рассуждений не только недостаток, но и достоинство мышления малыша, потому что помогает при недостатке знаний справиться с потоком информации и объединить разнообразные и непонятные явления в целое.

 

Понятийная

 

  • 6-ти годам у дошкольников изменяется характер обобщений, дети от внешних признаков переходят к более существенным. Обобщение на основании существенных родо-видовых признаков позволяет освоить классификацию, в которой дети опираются на понятия. Старшие дошкольники оперируют многими понятиями предметного и социального содержания. Обобщенные представления и возникающие вслед за ними понятия складываются в первичную картину мира. И хотя познание по-прежнему происходит на наглядно-образной основе, но ребенок подходит к пониманию объективных законов логики и готовится к понятийному мышлению.

 

  • концу дошкольного возраста ребенок способен согласовывать и обосновывать свои суждения и самостоятельно делать выводы.

 

 

Как развивать самостоятельность и пытливость ума?

 

Внимание! Детский вопрос

  • Возникновение вопросов - показатель простейшей теоретической деятельности. Равнодушное отношение взрослого к детским вопросам снижает познавательную активность ребенка.

 

  • Отвечая на вопрос, не спешите дать готового ответа, предоставьте возможность самостоятельно найти решение.

 

  • Ваши ответы должны быть достоверными, исчерпывающими и немногословными, тогда они будут поощрять, а не подавлять детскую любознательность.

Развитие связной речи

 Учите ребенка описывать и сравнивать предметы и явления, выделяя существенные признаки.

  • Помогайте обобщить свои высказывания и сделать вывод.
  • Предлагайте ребенку рассуждать, опираясь на известные ему факты и события.

Системность знаний

    • Информация для познания должна быть доступна ребенку по возрасту.

 

    • Простые знания должны предшествовать более сложным и должны быть связаны с полученными ранее.

 

    • Оставляйте всегда что-то недосказанным, чтобы ребенок хотел вернуться этому еще раз.

 

"Не обрушивайте на ребенка лавину знаний…. - под лавиной могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги".

 

В.А. Сухомлинский

 

Категория: Консультации | Добавил: olgarz (04.01.2017)
Просмотров: 336 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

uCoz