MENU
Главная » Статьи » Консультативный центр » Консультации

Любознательность

Ребенок раннего возраста – живое и непоседливое существо. Он стремиться все потрогать, попробовать на вкус, повертеть в руках – словом, исследовать. Любознательность – одна из существенных характеристик малыша! Всем известно, что отсутствие любознательности, интереса к окружающему миру – тревожный знак, свидетельствующий о неблагополучии в развитии ребенка, его болезненном состоянии или плохом контакте с людьми. Проведение времени в бездействии, вялость, пассивность отличает детей, растущих в дефиците контактов со взрослыми. Это в свою очередь обедняет содержательное взаимодействие ребенка с другими людьми и затрудняет налаживание предметного сотрудничества.

Что же интересует детей 2-го и 3-го года жизни в окружающем их мире?

Это время активного исследования различных свойств предметов, их формы, величины,

простых причинно-следственных связей, характера движений предметов и их назначений.

Годовалый малыш поражает взрослых своим неиссякаемым интересом ко всему

окружающему. Удивительную притягательность для малышей имеют самые мелкие предметы.

Так, сидя на стульчике, ребенок может необычайно долго разглядывать крошки хлебы или

печенья, меленького жучка или ниточку. Одно из любимых занятий, которое часто доводит

взрослых до изнеможения, - это выбрасывание детьми предметов из кроватки или манежа и

наблюдение за результатом своего действия. Ребенок постоянно меняет положение предметов,

изучает их под разным углом зрения. Одновременно с этим происходит тренировка его моторных

способностей, мелких мышечных движений. Малыши могут часами вкладывать и выкладывать

предметы из коробки на стол и наоборот; открывать и закрывать крышки банок, ящики и дверцы

шкафов. Вплоть до 3 лет дети используют для изучения предметов один из генетически первых

способов ознакомления с ними – через рот (лижут, надкусывают).

Интересуют детей и крупные вещи, с которыми они пытаются обращаться так, как это

делают взрослые. Они обожают включать и выключать телевизор, вертеть шланг пылесоса,

раскачивать абажур, разглядывать машины на улице, витрины магазинов.

Еще одна страсть этого возраста – игры с водой и песком. Пожалуй, нет

таких же подвижных и изменчивых субстанций, как эти расходящиеся круги на

воде, исчезновение в ней предметов, приятные тактильные ощущения,

меняющееся отражение, придание влажному песку любой формы и мгновенное

разрушение ее – весь этот калейдоскоп впечатлений буквально завораживает

ребенка. Каждое такое изменение для него – открытие.

Огромное удовольствие доставляют детям игры с мячами. Их можно

закатывать в разные углы, подбрасывать вверх, ими интересно перекидываться с

кем-либо из взрослых или сверстников, на них можно лечь и плавно

покачиваться – в общем, производить массу разнообразных действий.

Дети любят также играть с игрушками, которые имеют подвижные детали:

куклы, у которых части тела можно сгибать и разгибать по своему усмотрению, а

одежду снимать и надевать, машинки со свободно вращающимися колесами,

открывающимися дверками, поднимающимися кузовами, куда можно складывать

различные предметы и возить по комнате.

И, наконец, дети раннего возраста любят все, к чему прикасаются руки взрослых.

Неважно чем они заняты – подметают пол, разговаривают по телефону или варят обед,

ребенок сразу же стремиться завладеть привлекательным предметом или

присоединиться к их действиям. Оставшись наедине с самим собой, он начинает

воспроизводить увиденное, что подчас выглядит очень комично.

На 3-м году жизни, как мы уже говорили, дети проявляют повышенный

интерес к различного рода постройками из кубиков, брусочков. Они проводят очень

много времени за строительством башен, крепостей, мостов. Они любят

разноцветные мозаики, переставляя их детали с места на место и получая каждый

раз новый результат.

В этом же возрасте усиливается интерес малышей к разговорам со взрослым о различных

предметах. В таких беседах ребенок получает вербальную информацию об их свойствах.

Развивающееся мышление и связанное с ним воображение проводит к тому, что в поведении детей

появляются сюжетные игры, отражающие те события, которые ребенок наблюдает в повседневной

жизни. Сюжетные игры – это особая, сложная и одновременно увлекательная часть детской

жизнедеятельности.

В этом же возрасте возникает интерес детей к книгам. Вначале, на 2-м году

жизни привлекает только процесс переворачивания страничек. Неважно, что книга

лежит на коленях вверх ногами, интересно то, что можно изменять положение

страниц, и вырвать из нее парочку листочков, пока мама не видит. Почти все дети в

этом возрасте любят рвать газеты, бумагу. Видимо, и здесь их привлекает возможность быстрого

изменения формы и размеров листов. Но постепенно, с помощью взрослых ребенок научается

видеть, что книжка – это не только много соединенных вместе листочком. Она оставляет массу

более интересных впечатлений – в ней знакомые и незнакомые предметы в ярком изображении,

неожиданные сюжеты. Интерес малыша переходит на содержание рисунков, на сопровождающий

их текст, который читает взрослый. Зарождается любовь к книге, без которой немыслима

человеческая жизнь.

Так на протяжении 2-х лет развивается, совершенствуется,

усложняется исследовательская активность ребенка. Любознательность

очень важное и нужное качество, в ценности которого вряд ли кто-то

сомневается. Но как много хлопот и тревог доставляет она родителям,

особенно на 2-м году жизни малыша, когда его движения еще так

неловки, а знания невелики. Интересуясь всем на свете, он залезает во

все углы, опрокидывает банки с вареньем, разливает мамины духи, рвет

книги и обои, грызет обувь или бабушкины лекарства. Помимо

беспорядка в дом входит беспокойство за безопасность, и даже жизнь

малыша. Невероятная активность ребенка имеет еще одно неудобство – он начинает кричать и

плакать, если у него что-то отбирают, упрямо рвется в закрытую комнату, где как он знает, есть

«интересные» вещи.

Что делать в такой ситуации?

В отношении капризов из-за невыполненного желания, доходящих иногда до истерик,

родители должны соблюдать твердость. Точно так же, как ребенок исследует предметный мир, он

устанавливает для себя путем проб границы дозволенного в общении с людьми, пределы своего

влияния на взрослого. На самом деле ему нужна не полная свобода и победа. Гораздо важнее для

него – гарантия прочных связей и безопасность. Понимая это и не позволяя ребенку стать

семейным тираном, взрослые должны мудро, где-то уступая, а где-то и настаивая на своем,

помогать ему, усваивать «законы человеческого общежития».

Что же должно быть в детском уголке у ребенка раннего

возраста?

Ребенок должен имеет кукольные коляски, игрушки, которые можно возить с

собой за веревочку, легковые машинки и грузовики, книги __________с твердыми страницами,

мячи разных размеров.

У него должны быть куклы и фигурки людей и животных, ведерки, карандаши и бумага,

простые мозаики, матрешки и пирамидки, игрушечный телефон, деревянные или пластмассовые

панели с отверстиями разной геометрической формы (треугольной, прямоугольной, круглой) с

соответствующими фигурками, пустые коробки всех форм и размеров, банки с крышками и другие

хозяйственные вещи, вышедшие из употребления, но имеющие привлекательный вид,

разнообразные кубики, несложные конструкторы, сюжетные игрушки для разыгрывания ситуации

из домашней жизни, музыкальные инструменты, позволяющие издавать и сравнивать различные

звуки (ксилофон, губная гармошка, бубен, шарманка и др.).

Список можно увеличивать по вашему усмотрению, но не доходить до крайностей, как в

большую, так и в меньшую сторону.

Удачи Вам, радостей, творчества и открытий

в общении с Вашим малышом!!!

Категория: Консультации | Добавил: olgarz (27.06.2017)
Просмотров: 352 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

uCoz