MENU
Главная » Статьи » Консультативный центр » Возрастные особенности дошкольников

Психическое развитие детей 2-3 лет

Важнейшим психическим новообразованием раннего возраста являются возникновение речи и наглядно – действенного мышления. Свидетельством перехода от младенчества к периоду раннего детства является развитие нового отношения к предмету, который начинает восприниматься как вещь, имеющая определенное значение и способ употребления. Усвоение предметных действий происходит в 3 этапа.

1 этап. В результате прямого обучения или подражания действиям взрослого происходит установление связи предмета с его назначением.

2 этап. Усвоение функциональной нагрузки предмета, использование его строго по назначению.

3 этап. На основе знания назначения предмета происходит более свободное его использование, употребление для других целей.

     Для того чтобы предметная деятельность носила развивающий характер, необходимо, чтобы ребенок освоил разнообразные действия с одним и тем же предметом. Поэтому предметно – развивающая среда, окружающая ребенка, не должна перегружаться большим количеством игрушек.

  Успешное овладение предметной деятельностью является основой для развития игровой и продуктивной (рисование, лепка, конструирование) деятельности.

    В этот период жизни у ребенка происходит интенсивное формирование активной речи, которое идет в процессе совместной деятельности со взрослым. Другой стороной является понимание речи взрослого. Педагогам и родителям нужно стимулировать высказывания ребенка, побуждать говорить о своих желаниях. Есть одна известная психологическая сказка о мальчике, который заговорил в 5 лет. Родители просто с ног сбились, водя его по врачам и экстрасенсам, но все их усилия оставались тщетными. И вот однажды, когда вся семья села обедать, ребенок отчетливо произнес: «Мне нечем есть!» В доме переполох, мама в обмороке, папа не помнит себя от счастья. Когда эйфория прошла, у ребенка спросили, почему он молчал все это время. Малыш вполне резонно ответил: «А зачем мне было говорить? Вы и так все за меня говорили»…

  С развитием слушания и понимания сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации, происходит использование речи как средства познания действительности, как способа регуляции поведения и деятельности ребенка со стороны взрослого.

  Восприятие ребенка этого возраста носит непроизвольный характер, он может выделить в предмете лишь его ярко выделенные признаки, часто являющиеся второстепенными. Развитие восприятия происходит на основе внешнеориентированного действия (по форме, величине, цвету) при непосредственном соотношении и сравнении предметов. Задача взрослого – правильно назвать признаки и действия предмета. Детям этого возраста наиболее полезны самообучающие (автодидактические) игрушки: матрешки, вкладыши, пирамидки и т.д. Ребенка необходимо знакомить с цветовым спектром, эталонами формы (основные геометричесике фигуры). Малыш в возрасте 2-3 лет способен различать:

- 5 форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);

- 8 цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, фиолетовый, оранжевый).

Основной способ познания ребенком окружающего мир – метод проб и ошибок, поэтому дети очень любят разбирать игрушки.

Важнейшей способностью, формирующейся к 3м годам, становится способность к постановке какой – либо цели в играх и поведении.

В связи с тем, что внимание, восприятие и память ребенка непроизвольны, он не может сразу прекратить что-то делать или выполнять сразу несколько действий. Узнать и запомнить он может только то, что ему понравилось или запомнилось «само по себе».

В этом возрасте дети очень восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих. Они очень подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один начнет радостно скакать по группе, то, как минимум, еще три «лошадки» будет рядом с ним. Активное проявление и негативных и позитивных эмоций зависит от физического комфорта или его отсутствия (шарф может «кусаться», а колготки «мокриться»).

Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка – это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т.н. четкое соблюдение режима.

Основными чертами ребенка 2 – 3 лет являются открытость, честность и искренность. Он просто не умеет скрывать свои симпатии или антипатии к кому или чему бы то ни было. Чувства ребенка неустойчивы и противоречивы, а настроение подвержено частой смене.

Категория: Возрастные особенности дошкольников | Добавил: olgarz (05.03.2017)
Просмотров: 367 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

uCoz